Картотека творческих заданий по развитию у детей двигательно-экспрессивных умений
Игры, направленные на развитие внимания, памяти
Название | Цель | Выполнение | Усложнение |
«Поезд». | Развивать умение чётко реагировать на сигналы в соответствии с речевой инструкцией. | Дети встают друг за другом, руки ставят на плечи впереди стоящего. Двигаются в пространстве за направляющим по любой траектории (круг, прямоугольник, змейка). Перед игрой детей знакомят с сигналами.
Сигнал: «Поезд» — дети строятся друг за другом и идут за направляющим. «Стоп» — дети останавливаются. «Разбежались» — дети врассыпную разбегаются по залу. Дети перемещаются по залу, а педагог чередует команды в любом порядке. |
|
«День и ночь». | Развивать умение чётко реагировать на сигналы в соответствии с речевой инструкцией, развивать равновесие, стоя на одной ноге, руки в стороны. | Детям предлагается образ Аиста.
На сигнал «День»: дети в образе аиста ходят по залу (руки через стороны вверх-вниз, высоко поднимая прямые колени). На сигнал «Ночь»: дети стоят на одной ноге, держа руки в стороны. |
На сигнал «Ночь» предложить детям закрыть глаза. |
«Найди свой дом». | Развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве. | Дети стоят в кругу и запоминают своё место. На один хлопок дети разбегаются врассыпную. На сигнал «Домой» — дети встают в круг на свои места. | В виде «Дома» дети выбирают любое место в зале. Сначала это место выбирают сами дети, а затем может и педагог. |
«Четыре позы». | Способствовать формированию умения использовать невербальные способы общения; развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве. | Педагог показывает детям четыре разных позы с учетом мимики, пантомимики и жестов, а также расположению в пространстве. Например, первая поза: педагог стоит в центре зала, улыбается; вторая поза: в правом углу, сидя, руки в стороны, грустное лицо; третья поза: в левом дальнем углу, лежа на полу; четвертая поза: и т. д. Дети в той же последовательности воспроизводят эти позы. | |
«Стоп». | Развивать умение чётко реагировать на сигналы в соответствии с речевой инструкцией. | Дети врассыпную бегают по залу.
На сигнал «стоп» дети останавливаются-замирают. На сигнал «побежали» дети разбегаются. |
Когда дети замерли можно ввести счет. Например, счет до пяти, на слово «пять» — дети разбегаются. |
«Ниточка и иголочка» | Развитие групповой сплоченности, осознание своей принадлежности к группе, развивать умение чётко реагировать на сигналы в соответствии с речевой инструкцией. | Дети берутся за руки, взрослый впереди. Взрослый — «Иголочка», дети — «Ниточка», и они стараются двигаться в пространстве точно так, как и ведущий. Сигнал взрослого «Ой»: дети разбегаются врассыпную. Сигнал взрослого: «Ниточка» — дети собираются друг за другом, в том же порядке. | |
«Запомни свою позу». | Развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве. | Дети стоят в кругу, каждый ребёнок должен встать в любую позу, соответствующую образу животного и запомнить её. Когда звучит музыка, все дети разбегаются, с её окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу. | |
«Ручейки и озера». | Развивать умение чётко реагировать на сигналы в соответствии с речевой инструкцией. | Дети врассыпную бегают по залу.
На сигнал «ручейки» — дети встают друг за другом, руки кладут впередистоящему на плечи и змейкой перемещаются по залу. На сигнал «озера» дети встают в круг, берутся за руки и выполняют волнообразные движения. После этого разбегаются. |
Игры и задания с изображением разных образов
Название | Цель | Выполнение | Усложнение |
«Необычные превращения» | Развивать воображение, развивать умение чётко реагировать на сигналы в соответствии с речевой инструкцией. | Взрослый и дети стоят в кругу. На слова взрослого: «Один, два, три — любое животное замри!» Дети замирают в позах животных.
Затем: «Один, два, три — любое растение замри!» Дети замирают в позах растений. И, наконец: «Один, два, три любой предмет изобрази». Дети замирают в виде предметов (например: стул, игрушка, чашка и т. д.). повтор сигнала 2-3 раза. |
|
«Обезьянка» | Развивать умение детей создавать знакомый образ с помощью выразительных движений. | Взрослый изображает обезьянку, а дети за ним повторяют. Сначала стоя на месте, а затем прыжки по всему залу. Стараемся в движении удерживать образ обезьянки.
Выразительные движения: ноги чуть присогнуты в коленях, руки свободно болтаются вдоль тела, голова выведена чуть вперед. Прыжки на месте на двух ногах, вправо-влево и по залу в разные стороны. При этом можно издавать звук: «Ух-ух-ух». |
|
«Звуки в лесу» | Развитие слухового анализатора. | Взрослый предлагает детям сесть или лечь на пол и послушать звуки. Кто догадается, что за звук — называет его.
1-й вариант: возможно использование кассеты, где есть звуки живой природы: шуршание листьев, дождь, щебет птиц и т. д.. 2-й вариант: взрослый предлагает прислушаться к звукам вообще, кто что услышит (например, шаги, разговор, хлопанье дверью, дыхание и т. д.). 3-й вариант: взрослый издает любые звуки, а дети должны догадаться, что это за звук, например: звон ключей, хлопок в ладоши, стук по стеклу, звон колокольчика, использование разных музыкальных инструментов и т. д. 4-й вариант: откуда идет звук? Взрослый берет колокольчик. Глаза у детей закрыты. Дети должны показать рукой, откуда идет звук: сверху, справа, слева т. д. |
|
«Падающий лист» | Развитие творческих способностей у ребёнка. | Взрослый и дети садятся в круг, и взрослый предлагает детям только рукой показать траекторию падения листика. Дети выполняют это задание самостоятельно под музыку, по очереди.
Затем взрослый предлагает показать, как падает лист, задействуя все тело. По желанию детей можно делать движение или всем одновременно, но свое, или по очереди. Взрослый обязательно отмечает насколько по разному и творчески дети выполнили это задание. |
|
«Повтори за мной» | Развивать у детей умение работать во всем пространстве зала. | Взрослый показывает небольшие этюды, а дети за ним повторяют. Сначала взрослый с детьми идут в путешествие, затем они захотели пить. Ищут воду, осматриваются. Увидели ручеек — обрадовались.
Выразительные движения: подпрыгивают, улыбаются. Дотрагиваются до воды. Она холодная. Набирают в руки. Делают вид, что пьют. Надо идти дальше. Переходят через ручеек. Прыгают с камушка на камушек, стараясь удерживать равновесие. Идут дальше. Вдруг пошел «дождь». Убегают от него в укрытие. Играют. Ловят капельки дождя ладошками. Шли-шли и пришли к речке, морю (что больше знакомо детям). Взрослый предлагает детям изобразить, как бы они поплыли. Затем изображают волны и то, что смогут предложить дети. |
|
«Водоросли» | Развивать у детей умение выполнять волнообразные движения руками, ногами, туловищем под музыку. | Педагог показывает, а дети за ним повторяют волнообразные движения руками – вправо, влево, вперед, вниз, вверх, назад. Поочередно, вместе и по очереди.
Волнообразные движения ногами – вперед, назад, вправо, влево. Волна — туловище вправо, влево. Волнообразные движения головой – вперед, вправо, влево. Сначала задание выполняется стоя на месте. Дети учатся выполнять эти движения. Потом упражнение выполняется с шагом вперед, назад, вправо, влево. |
Игры и задания, способствующие развитию мышц рук кистей и пальцев
Название | Цель | Выполнение | Усложнение |
«Маленький шарик» | Развитие кинестетической основы движения: чувствительности кожи ладоней, «мышечных» ощущений кисти и пальцев. | Дети сидят по кругу, руки перед собой, пальцы вместе.
Подносим руки ко рту и надуваем шарик в три приема: 1 — чуть подули, пальцы раскрыть чуть-чуть, 2 — подуть, пальцы раскрылись до середины; 3 — подуть, пальцы зафиксировать в форме шара. Обратить внимание на то, чтобы пальцы были полукруглые. После того как дети «надули» мячик, надо его рассмотреть — вращение вперед-назад и показать другу, не меняя формы тому, кто сидит справа, и тому, кто сидит слева. Потом вдруг шарик сдувается со звуком «ш-ш-ш» в исходное положение (и. п.), и дети надувают его снова (в три приема). После того как шарик надули во второй раз, взрослый проверяет, насколько упругий шарик получился у детей. Сначала он пытается как бы смять шарик, детям надо напрячь мышцы пальцев, и тогда шарик останется цел. Затем взрослый как бы пытается развести руки детей в стороны (здесь уже необходимо напрячь мышцы рук). |
|
«Большой шарик» | Развитие кинестетической основы движения: чувствительности кожи ладоней, «мышечных» ощущений кисти и пальцев. | Дети стоят в кругу. Взрослый предлагает им надуть большой шарик.
Сидя на корточках, надуваем шар в три приема. 1 — дуем, чуть привстаем, чуть раскрываем руки в стороны, 2 — дуем, привстаем, раскрыли руки, 3 — дуем, встаем, ноги на ширине плеч, руки в стороны, только полукруглые спина чуть округлена. На сигнал взрослого «хлопок» — сдуваемся, постепенное расслабление тела: опускаем голову, расслабляем руки, наклоняемся вперед и медленно и плавно опускаемся на пол со звуком: «ш-ш-ш». Повтор 2-3 раза. |
|
«Воздушный шар» | Развитие пространственного фактора. | Дети сошлись в центр круга, держась за руки. Надуваем в три приема.
1 — делаем из круга один шаг назад, 2 — делаем из круга еще один шаг назад, 3 — расходимся в свободный круг так, чтобы руки детей были свободно опущены чуть вниз. На сигнал взрослого сдуваемся (сходимся) в центр круга со звуком: «ш-ш-ш». Повтор 2-3 раза. Затем взрослый предлагает воздушному шару полетать. Дети легко бегут по кругу, одновременно перемещаясь в пространстве зала, но при этом важно сохранить форму шара. Когда «шар» сменил несколько направлений полета (3-4), на сигнал взрослого «Шар лопнул» дети отпускают руки и свободно, медленно опускаются на пол или разбегаются в разные стороны. На сигнал взрослого «Воздушный шар» дети собираются в круг и полет продолжается. Повтор 2-3 раза. |
|
«Изобрази круглую форму» | Развитие кинестетической основы движения. | Взрослый предлагает детям изобразить круглую форму с помощью пальцев кистями двух рук одновременно, руками. | |
«Свеча» | Развитие и укрепление мышц кистей рук. | Луч диапроектора направляем на экран или на светлую, однотонную стену и взрослый показывает с помощью движений кисти пламя свечи, а дети должны догадаться, что это такое. После того как дети догадались, взрослый предлагает детям изобразить огонек по показу.
Выразительные движения: рука перед собой, кисть расположена пальцами вверх. Сначала плавные движения пальцами. Затем волнообразное движение кистью от пальцев вправо-влево, движение кистью о запястья. |
|
«Снежки» | Развивать умение чётко реагировать на сигналы в соответствии с речевой инструкцией. | Дети берут воображаемый снег, делают 2-3 формирующих движения, замахиваются и кидают снежок. Кидаем снежок в разные стороны, стараемся кинуть как можно дальше и кидаем и правой, и левой руками по очереди. | После того как дети достаточно свободно показывают бросание снежков, не пропуская формирующие движения, взрослый вводит сигналы.
Сигнал: «Вверху» — это значит, что в детей летят снежки поверху и им надо наклониться или присесть. «Внизу» — это значит, что в детей снежки летят понизу и им надо подпрыгнуть. Длительность игры определяется желанием детей. |
Игры и задания, способствующие развитию коммуникативных навыков
Название | Цель | Выполнение | Усложнение |
«Изображение эмоциональных состояний» | Развивать умение детей адекватно использовать мимику, пантомимику, жесты. | Взрослый просит детей изобразить сначала состояние грусти (при этом ничего не показывая), затем состояние радости и удивления. | |
«Волшебные картинки» | Развитие эмоциональной открытости. | Взрослый показывает детям картинки с изображением животных в разных эмоциональных состояниях, например: кошка зашипела, мышка улыбается, кошка плачет и т. д. и дети изображают это животное.
Методические рекомендации. Необходимо, чтобы ребенок точно воспроизводил позу, мимику и жесты изображенного животного. |
|
«Вкусный банан». | Развивать умение детей контролировать мышцы лица (мимические упражнения в игре). | Обезьянкам принесли бананы. Выразительные движения: поглаживаем живот одной рукой. Мимика: глаза прикрыты, улыбка, облизываем губы, как бы говорим про себя: «Вкусно», хочется спать.
Из исходного положения лежа на полу дети приподнимают голову, принюхиваются, оглядываются, улыбаются и быстро бегут туда, где лежат воображаемые бананы и берут один банан. Дети садятся в круг. В руке воображаемый банан, очищают его, кусают. Сначала «большой кусок» — мимическое упражнение: жуем, щеки как бы надуты. Затем «средний кусок» — щеки поменьше, жевательные движения. «Маленький кусочек» — обычные жевательные движения. |
|
«Психоэмоциональное проживание (радость, испуг, гармония)» | Развивать умение сохранять гармоничный настрой, несмотря на смену действия. | «Радость». Замереть в любой позе, обозначающей дерево (ребенок придумывает сам).
Легкое покачивание с постепенным расслаблением тела. Голова слегка запрокинута назад, мышцы лица расслаблены, улыбка, глаза закрыты (по желанию детей). «Качание веток» Стоя на месте, мягкое поочередное качание руками вверх-вниз, как будто кто-то их касается. «Испуг» И. п. — то же. Тело немного сжалось, дрожание кистями. Мимика: глаза широко раскрыты, рот открыт. Закончить упражнение: замереть в позе, отражающей испуг. «Принятие гармоничного состояния под музыку». Выполнение мягких плавных движений руками в сочетании с кружением и постепенным расслаблением тела. |
|
«Попробуй изобрази» | Развивать умение контролировать своё поведение в соответствии с заданными правилами, развивать творческие способности ребенка. | Взрослый предлагает каждому ребенку найти себе пару. Это можно сделать, договорившись по желанию детей, а можно в виде игры: дети разбегаются, на сигнал взрослого — хлопок — дети собираются в пары.
После того как все разделились по парам, взрослый предлагает детям вдвоем изобразить один предмет. (Детям в этом случае обязательно придется договариваться). Взрослый показывает карточку с изображением круглого предмета, а дети в парах изображают. Необходимо, чтобы дети поняли, что именно вдвоем надо изобразить один предмет, то есть они часть целого. Сначала взрослый показывает наиболее знакомые и простые изображения; (например: яблоко, кольцо, колесо). |
После того как взрослый убедился, что дети его поняли, он показывает картинки с усложнением (например: змея свернулась кольцом, глобус и т. д.). И в конце игры взрослый может предложить детям самим придумать какой-нибудь круглый предмет, вещь и т. д. и изобразить его, чтобы другие пары угадывали. |
«Угадай эмоциональное состояние» | Развивать способность ребёнка понимать эмоциональное состояние других детей. | Дети по очереди загадывают эмоциональное состояние (изображают его), а другие дети должны отгадывать, что за эмоциональное состояние им показывают. После того, как эмоциональное состояние было отгадано, дети его повторяют за ведущим. Затем выходит следующий ребенок и загадывает свое эмоциональное состояние и т. д.
Возможные психоэмоциональные состояния: радость, испуг, удивление, гнев, грусть, интерес, отвращение, любопытство, сосредоточенность, задумчивость и т. д. |
Игры и задания, способствующие развитию фантазии, воображения и творческих способностей
Название | Цель | Выполнение | Усложнение |
«Музыкальный образ» | Развивать умение детей доводить начатое дело до конца. | Взрослый вместе с детьми прослушивают музыкальное произведение (например напоминающее море, волны и т. д.)
Вопрос к детям: «Ребята, что вы услышали в этой музыке?» Каждый ребенок отвечает, а затем взрослый включает музыку и предлагает детям воспроизвести тот образ, который он выбрал (например «Вода»). Необходимо посмотреть, как двигается ребенок в процессе творческого задания, насколько свободные его движения, нравится ли ему то, что он делает, и главное, доведет ли он начатое дело до конца. |
|
«Придумай движение» | Развивать умение детей осознавать выполняемые действия (рассказывать о выполненном действии) | Взрослый предлагает придумать движение и показать его. Один ребенок показывает, все остальные повторяют.
По желанию детей можно использовать музыку. |
|
«Необычные деревья» | Развивать воображение и творческие способности детей. | Дети (в накидках) встают парами. В паре дети могут стоять спиной друг к другу или друг за другом. Взрослый хлопает в ладоши. Хлопок — смена позы. Повтор 5-6 раз. | |
«Небо» | Развивать фантазию детей. | Дети лежат в расслабленном состоянии на полу. Взрослый включает плавную музыку и предлагает им представить, что они лежат, смотрят на небо, а по небу летят облака разной формы.
После того, как дети самостоятельно пофантазировали, взрослый подходит к каждому ребенку и спрашивает какой формы облака он увидел (это могут быть и животные и предметы и т. д.), затем взрослый просит детей двумя руками одновременно обрисовать в воздухе, увиденное облако. |
|
«Танец огня» | Развивать воображение и творческие способности детей. | Дети сидят в кругу. Взрослый предлагает детям послушать незнакомую музыку и придумать, как танцует огонь. Задание выполняется самостоятельно. Взрослый второй раз включает музыку, а дети в движении придумывают танец.
Методические рекомендации. Не обязательно, чтобы ребенок двигался на протяжении всей музыкальной композиции. Это может быть и 30 секунд, и одна минута, и т. д |
|
«Танцующие снежинки» | Развитие творческих способностей ребёнка, его способность к самостоятельности и оригинальности мышления. | Взрослый включает музыку. Дети встают в круг и все движения повторяют за ним.
Плавные движения руками вверх-вниз, вперед и в стороны. В кружении расходимся из круга и сходимся в центре. Соединяем правые руки вверху и идем по часовой стрелке под музыку, затем меняем руку и идем в другую сторону. Разбегаемся в свободном кружении, и каждый ребенок старается придумать движения для своей снежинки. |