Особенности логопедической работы с несовершеннолетними иностранными гражданами
06.03.2024
В настоящее время проблема обучения детей, имеющих нарушения речи и овладевающих русским языком как вторым, является актуальной как в связи с расширением межкультурных контактов, так и в связи с происходящими в последние годы миграционными процессами. Развитие процессов миграции, появление семей вынужденных переселенцев, беженцев обострили проблемы адаптации детей в иной культурной среде.
Навыки связной речи оцениваются дошкольными работниками по-разному. Одни отмечают недостатки в ее проявлениях, а другие характеризуют ее сформированность в пределах возрастной нормы. Отдельные представители дошкольных учреждений указывают на нарушения экспрессивной стороны речи, повышенную силу голоса, отклонения от нормального темпа. В целом же все опрошенные сходятся на том, что русская разговорная речь страдает у многих детей из семей мигрантов, и речевое развитие детей нуждается в особом внимании со стороны дошкольных работников и со стороны родителей.
Дошкольные педагоги отмечают ряд трудностей в общении детей-мигрантов со сверстниками из-за того, что они плохо владеют русским языком, особенно на начальном этапе посещения ДОУ в период адаптации. Дети затрудняются понимать обращенные к ним высказывания и сами не могут высказать свои мысли на понятном для большинства языке. По этой причине дети испытывают некомфортное состояние, проявляют замкнутость, иногда агрессивность и вспыльчивость в ответ на непонимание сверстников, негативизм, плаксивость.
Трудности в общении со сверстниками и взрослыми ведет к сужению поля контактов, случается, что дети-мигранты попадают в число детей, имеющих статус «отвергаемых», «изолированных».
Трудности в общении и трудности в понимании окружающих отражаются также на процессе самостоятельной игровой деятельности, при организации сюжетно-ролевых игр эти дети выполняют второстепенные роли или вообще отказываются от совместных игр с детьми, что еще больше усугубляет коммуникативную ситуацию.